Доброго всем зимнего дня, дорогие друзья!
Вот и наступили долгожданные длинные зимние каникулы-праздники, и наконец есть время, после предновогодней суеты и вечного цейтнота, подумать о себе, погулять по затихшему городу и конечно, посвятить время Прекрасному.
Я, например, на днях побывала в Третьяковской галерее, и до сих пор пребываю в таком состоянии…даже не знаю, как описать…наверно, душевного полета и вдохновения.
Третьяковская галерея в Москве: мои впечатления и отзыв
Со школы вспоминалось, что это одно из крупнейших собраний картин, и причем лучших картин, не только в России, но и в мире. И в целом представление об экспозиции было, но не зря говорят – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Знакомые с репродукций и страниц школьных учебников, классические холсты в реальности оказались пропуском в другой мир, объемный, многоцветный, шикарный! Потрясающая энергетика, шедшая от работ великих художников, заворожила меня на несколько часов, и я даже не сразу собралась с мыслями, чтобы написать, наконец, этот пост о своих впечатлениях.
Итак, по порядку. Если вы соберетесь посетить Третьяковскую галерею, вам нужно будет добраться до Лаврушинского переулка, дом 10 (станции метро «Третьяковская» или же «Полянка»).
Само здание музея находится в старинном особняке – раньше это был жилой дом семьи Третьяковых, а сам Павел Третьяков, глава семейства, и был основателем галереи. Собирать ее он начал в середине XIX века, постепенно приобретая работы русских художников, иногда совсем еще неизвестных, но несомненно, талантливых (в интуиции и хорошем вкусе Третьякову не откажешь!)
А на исходе столетия Третьяков решил подарить свою коллекцию городу Москве. Она тогда состояла из более чем 1500 работ! Я думаю, что на такой поступок был способен только очень благородный, бескорыстный человек. Это даже на портретах Павла Михайловича видно: тонкие черты лица, одухотворенный взгляд – интеллигентная внешность.
Коллекция росла и ширилась, дома Третьяковых уже не хватало, чтобы вместить все экспонаты, и к основному зданию постоянно пристраивались дополнительные помещения. На сегодняшний день коллекция насчитывает более 100 000 работ!!! разной тематики, техники и времени создания.
Это и древнерусская живопись (иконы) с XII по XVII века, и живопись XVII – XX веков, и старые антикварные вещи – мебель, картинные рамы, статуэтки, а также искусство послереволюционной России.
Поэтому было принято решение расширить место дислокации коллекции, и сейчас, кроме здания в Лаврушинском переулке, Третьяковка обладает еще экспозицией на Крымском валу.
Начинать, конечно, лучше с Лаврушинского переулка – именно там собраны все «бриллианты». На то, чтобы хотя бы бегом пробежать все 62 зала, с трудом хватает целого дня, поэтому не стоит рассчитывать «быстренько пробежаться» по галерее и отправиться по своим делам дальше. Посвятите этому день, а то и два. Ведь каждую работу хочется «увидеть», а не просто скользнуть по ней глазами. А у некоторых задержаться подольше…
Я, например, подолгу стояла перед портретами правящих особ в Первом зале. Встречаешься с ними и во Втором, а затем и в Третьем залах.
Казалось бы, такие разные люди, из разных эпох, совершенно непохожие друг на друга, но волей судьбы, объединенные по причине принадлежности к царскому роду…
Величественный профиль Петра Первого кисти неизвестного художника, пышная Анна Иоанновна руки Каравака Луи, молодой Петр II с неуверенным взглядом – и несть числа особам «попроще царских» прочих барских кровей: князи, графини, бояре, цесаревичи.
В Седьмом зале я надолго замерла перед портретом красавицы Лопухиной, работы Боровиковского, XVIII век. Настолько непохожа была эта девушка на всех остальных, окружавших ее, свежестью и искренностью взгляда, открытостью позы, какой-то общей расслабленностью и внутренней свободой! Она как будто позировала подруге, а не художнику, пришедшему запечатлеть ее, представительницу графского рода Толстых, на века.
В 9м зале я залюбовалась на стройную красотку, гарцующую на лошади перед крыльцом дома. «Всадница», Брюллов Карл. Начало XIX века.
На изящном тонконогом червонном скакуне – не менее изящная, удивительно тонкая в талии, гордая лицом красавица. Скольки же лет нужно сесть в седло, чтобы уметь вот так позировать художнику на вертящейся лошадке!
Небесного цвета платье с белым подолом, невесомое и воздушное, еще больше подчеркивает грациозность девушки. На заднем плане – восхищенное личико девочки (племянницы? Младшей сестренки?), прильнувшей к перилам в восторге. Конечно Брюллов умел показать красоту в буквальном смысле!
10 зал стал для меня откровением. Работы Иванова Александра Андреевича, художника начала XIX века, размещенные в этом зале, посвящены в большинстве своем библейской тематике. «Явление Христа Марии Магдалине», «Голова Христа», «Иоанн Богослов»… но самое мощное полотно, конечно – это «Явление Христа народу».
Художник посвятил этой работе 20 лет! и думаю, что даже если это было бы единственным его произведением – он бы все равно вошел в историю искусства навсегда. Вечная тема – явление Мессии, но как она неожиданно подана! На переднем плане – народ, купающийся, расслабленный, полураздетый. А на заднем плане, бледно-размыто – Христос, закутанный в скромный плащ, с посохом в руке, склонивший голову.
Никакого пафоса, никаких простертых рук, коленопреклоненных людей, пришедших в ужас. Нет, скорее – растерянность, любопытство, неожиданность, и в этом – вся сила и правда картины. По сравнению с Брюлловым Иванов запечатлел красоту духовную.
В одном из последних залов (мне хотелось бы, конечно, остановиться на каждом зале подробнее, но для этого не хватит не то что одного поста, а и всего моего блога!) меня зацепила нежная, бледная, как мартовский день, работа Саврасова – «Грачи прилетели».
Весь сюжет картины можно передать в двух словах – несколько берез, улепленных грачами, вернувшимися с зимовки. На заднем плане – старая церквушка на фоне бескрайних просторов. Просто, но так правдоподобно, так живо, что хочется поежиться от мартовского ветра, дующего с картины! Кажется, так и слышишь капель и щебет грачей, перелетающих с верхушки на верхушку. Это именно та картина, показывающая, как художник любит Родину. Приехавший из уютной солнечной Италии Саврасов, словно прочувствовал свое родное...
Очень много работ в галерее, посвященных красоте нашей Родины. Чего стоят только картины Шишкина Ивана Ивановича, известного живописца конца XIX века! Смотришь на «Утро в сосновом лесу» — и невольно улыбаешься, так милы и забавны резвящиеся медвежата, облепившие поваленное дерево!
От картины к картине переходя, все больше погружаешься в густой, пронизанный лучами солнца, пропитанный запахом сосны и ели – и все благодаря таланту художника!
Ну и не могу не сказать о Васнецове, Викторе Михайловиче – «Три царевны подземного царства», «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» — умел он рассказывать сказку с помощью красок и кистей!.. Не зря разукрасить саму Третьяковку поручили именно Васнецову. Он превратил ее словно в Русский терем, придав ей особое русское изящество.
Смотришь на «Богатырей», восседающих на могучих жеребцах, и словно читаешь со страниц старой любимой книжки: «Остановились богатыри в широком поле, перед камнем, на котором высечено: направо пойдешь – коня потеряешь…».
И еще много-много картин разных эпох можно там увидеть...
А на нижнем этаже если спуститься, то увидите огромную коллекцию икон.
Эх, могла бы я продолжать и продолжать, но боюсь, не хватит мне и дня, и всех новогодних праздников, чтобы хоть двумя словами затронуть каждую из картин, запавшую мне в душу! И невозможно словами передать всю красоту полотен, их нужно увидеть самому. Так что, друзья – вперед, в Третьяковку, за впечатлениями!
Алена Яснева
Лена, как интересно! Я многие из этих картин помню лишь по детским учебникам )))
Никогда не была в Третьяковской галлереи, а теперь понимаю, что непременно должна все это увидеть своими глазами!
У тебя талант просто описывать твои путешествия и экскурсии, очень увлекательно и красиво!
Елена
Спасибо, Алена! Действительно, в школе мы много сочинений писали по этим известным картинам, а некоторые я даже помню у бабушки на стенках, тогда я еще не понимала, что это шедевр! Конечно оригиналы — это бесподобно!
Ольга Андреева
Леночка, замечательная экскурсия у вас была! Третьяковская галерея... столько картин. красавицу Лопухину помню еще со школы, впечатляет. И еще много известных картин. Не была в Москве, Надеюсь, что когда-нибудь получится поехать в Москву, Питер, чтобы увидеть все это искусство. Спасибо, как-будто сама побывала в Третьяковке.
Елена
Ольга, я вам желаю, чтоб у вас появилась возможность посетить как можно быстрее! Да в Питере и Москве есть чем полюбоваться
Алевтина
Лена, я просто благодарна тебе за это чудесное путешествие по Третьяковской галерее!!!
Ты не поверишь, но я очень давно мечтаю о том, что бы пройтись по Третьяковке и налюбоваться картинами. Жаль что все ни как не соберусь время выделить на поездку.
Спасибо! Прямо в душе что то встрепенулось.
Елена
Алевтина, как я рада, что у вас в душе что-то встрепенулось! Заходите почаще
Алёна Кравченко
Леночка, как ты красиво описываешь свою экскурсию. Вот действительно, у тебя талант писателя))) Я никогда не была в таких местах. Но с удовольствием бы посетила Третьяковскую галерею.
Помню некоторые картинки из книг, но увидеть все в живую, это что-то...
Елена
Спасибо, Алена)
Татьяна
Вчера только вернулась из командировки из Москвы. Очень хотелось посетить Третьяковскую галерею, но было времени свободного лишь 2,5 часа. А что за это время увидишь?! Поехала в храм Христа Спасителя. Красота неимоверная!
Елена
Татьяна, ну в следующий раз обязательно постарайтесь, а Храм Христа Спасителя тоже одно из главных мест, которые стоит посетить
Sergey
Эта замечательная статья напомнила мне мой поход по Третьяковской галерее. Действительно впечатление настолько потрясающее и вдохновляющее, что очень надолго заряжает особой энергетикой и вдохновением.
Ольга Смирнова
Как замечательно вы время новогоднее провели! Я вот ни разу не была в третьяковке, Надо запланировать себе такую экскурсию на будущее.
Любовь
В Москве бывала всего пару раз и в основном недолго, в знаменитую Третьяковку не удалось заглянуть, а вот дочь у меня регулярно ездит в Москву с рабочими командировками и один раз побывала там, когда оставалось время до поезда. Конечно она была в восторге от увиденного. Спасибо за ваш интересный рассказ про этот замечательный музей картин.
Таисия
В Третьяковке я не была ни разу, но чувства, что ты, Лена, испытала там, мне знакомы. Все то же волнение, восхищение и чувство, что ты тоже находишься в той же реальности, меня не покидало, когда я ходила по залам Русского музея и Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Смотришь на картину, можешь полчаса — час простоять и не насмотреться, особенно, когда они написаны на больших полотнах.